Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ

Как мы съездили отдохнуть в Черногорию
Только за два дня до вылета купила билеты на Montenegro Airlines , потому что долго не решиться лететь, не забронировав номер. Уговорила сына поехать со мной в качестве переводчика. Когда приехала в аэропорт, сразу побежала в duty free за лекарством от страха, купив две бутылки французского сухого и много шоколада. Но быстро сообразила, что последствия для непьющего человека от допинга могут быть непредсказуемы. Хорошо, когда знаешь, куда летишь, особенно, если тебя встречают и отвезут в гостиницу. Но кто сдаст номер мадам навеселе?

IMG_3963Очень давно хотелось поехать в Черногорию. После цикла статей о Черногории во Всемирной Энциклопедии Путешествий посетить эту страну не "по путёвке" стало моей мечтой. Конечно, я привыкла летать с турфирмой и ни о чем не думать. С пакетом документов и облизыванием во время тура. Пока раздумывала, все приличные предложения по Черногории закончились. Отправиться самостоятельно было для меня настоящим подвигом. Только за два дня до вылета купила билеты на Montenegro Airlines, потому что долго не могла решиться лететь, не забронировав номер.

Уговорила сына поехать со мной в качестве переводчика. Когда приехала в аэропорт, сразу побежала в duty free за лекарством от страха, купив две бутылки французского сухого и много шоколада. Но быстро сообразила, что последствия для непьющего человека от допинга могут быть непредсказуемы. Хорошо, когда знаешь, куда летишь, особенно, если тебя встречают и отвезут в гостиницу. Но кто сдаст номер мадам навеселе? Все страхи исчезли, когда увидела черногорских стюардесс! Все очень высокие и красивые, с утонченными чертами лица. Тут я поняла - Бог такой красоте погибнуть не даст! Долетим без сомнений!

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюПаспортный контроль прошли мгновенно. От момента выхода из самолета и прогулки до здания аэровокзала Тивата, до штампа в паспорте прошло менее пяти минут! Немедленно нашли и таксиста, говорящего по-русски, который отвез нас в центр города, где мы с его помощью посмотрели несколько вариантов жилья. По разным причинам они нас не устроили. Вариант, на котором в конце концов мы остановились, был обнаружен на окраине (так как Тиват вообще городок маленький, окраина – это весьма условно). К сожалению, у наших апартаментов не было балкона с видом на море.

Зато его отсутствие компенсировалось замечательными хозяевами, которые сказали нам: «Будьте как дома». По-русски они знали всего несколько слов, но эту фразу произнесли понятно. Мы даже тепло общались на разных языках.

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в Черногорию

В один из дней мы решили сходить к храму на склоне горы. Точнее, - рано утром, до наступления жары. Белая церковь среди зеленого леса, с подсветкой ночью. Думали, обернемся быстро. Вот же она, - не очень высоко. Но до храма мы шли два часа, - вот он, обман зрения! Но дело даже не в обмане зрения, а в том, что серпантин виляет то в одну сторону, то в другую. Сначала по сторонам были дома, потом просто дорога в лесу и вокруг - ни души.

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюА когда пришли, на калитке увидели замок, точнее цепь. Немного разочарованные перелезли с той стороны, где невысокая каменная ограда. Нас, наверное, могли арестовать за проникновение на закрытую территорию. Походили вокруг церкви, сфотографировали город с высоты. У меня был соблазн немножко позвонить в колокола, но сын сказал, что немножко - не получится, с горы будет слышен громкий звон. Возвращаться получилось быстрее. Когда подходили к городу, в саду одного из домов женщина собирала смокву. Она предложила и нам набрать себе, но видя, что мы стесняемся, сделала это сама, добавив: «В следующий раз будете здесь ходить, обязательно угощайтесь». Может нам повезло, но в Тивате мы встречали только положительно настроенных людей. Сербы и черногорцы, слыша русскую речь, светились такими искренними улыбками, как будто всю жизнь мечтали именно нас увидеть, и вот, - это чудо произошло!

Одни добрые люди по дороге на пляж даже предложили нас подвезти, но мы к этому времени уже почти пришли. А одна женщина, живущая на улице, где мы остановились, подошла к нам просто поговорить. Такого количества детей я не встречала нигде - и это были не приезжие. Не хочу перехвалить и идеализировать черногорцев, но заметно, что народ живет в Европе и это бывшая Югославия - элита соцлагеря. Они естественны, позитивны, живут без цели произвести впечатление на окружающих. Народ необыкновенно красивый и доброжелательный. Когда уходишь откуда-нибудь, из кафе, магазина, всегда на прощание говорят: «приятно», - что это конкретно означает, мы не поняли, но звучит симпатично. Вероятно, нам надо было так же говорить в ответ.

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в Черногорию

Удивило отсутствие заборов, замкоꞌв, символические двери и лестницы, ведущие на балкон прямо с улицы. В начале, когда я спрашивала у владельцев предлагаемого жилья: «Есть ли в номере сейф?» - на меня смотрели так, будто я спрашивала, есть у них космический корабль. Это уже потом мы уходили из своих апартаментов, оставив всё открытым, а деньги и документы – лежащими в тумбочке. Ночью мы несколько раз видели оставленные продавцами на стеллажах до утра арбузы и дыни. У нас бы утащили, - даже не потому, что очень надо, а просто так - плохо лежит. Из принципа. Не забирают черногорцы даже моторы из лодок, что для нас было просто каким-то загадочным откровением.

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюСами черногорцы весьма юмористически относятся сами к себе. Здесь не то, что популярны анекдоты про «ленивых черногорцев», - они (анекдоты) продаются, как отличный туристический товар, - в виде надписей на кружках, на своеобразных свитках, на тарелочках.

• У черногорца спрашивают: "Как вы собираете маслины?" "Расстилаю простынь под оливой и жду ветра. Ветер подует - оливы осыпаются". "А если ветра нет?" — "Значит, год не урожайный!"
  • Если черногорец хочет заняться любовью, он ложится на землю и ждет землетрясения.
  • Если вы идете по улице и видите отдыхающего черногорца, не проходите мимо! Помогите ему!

Ежедневно мы видели одну запоминающуюся картину – целый день сидящих под пальмой черногорских мужчин. На фоне красочных гор они смотрелись не менее живописно. Данное заседание «парламента окраины Тивата» можно было наблюдать в течение всего дня, с утра и приблизительно до захода солнца, как в будни, так и в выходные. Большая, пушистая пальма, с низко свисающими над столом и скамейками ветвями представляла собой отличное укрытие от солнца.

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в Черногорию

Неизвестно, заседали ли там одни те же люди или их состав менялся, так как в силу обстоятельств разглядеть их детально не было возможным. Остается загадкой, чем эти мужчины занимаются в свободное от отдыха под пальмой время, как и темы их тихих многочасовых разговоров. В целом же эта картина представляла собой олицетворение черногорского спокойствия, безмятежности и наслаждения жизнью и так же могла бы служить иллюстрацией к одной из заповедей истинного черногорца: «Отдыхай днём, чтобы ночью спать» В Тивате нет больших отелей, поэтому даже в августе разумное количество отдыхающих. Очень мало русских (ну, с этим утверждением можно было бы поспорить, - видимо, автор был в Тивате вне пика туристического сезона – ). По морю не плавают «ватрушки» с «бананами», не летают парашюты, нет привычных для русских пляжей разнузданных дикарей на водных мотоциклах. Главное - не надо ехать далеко от аэропорта, прилетел - и сразу море.

Пляж у нас был галечный, конечно, колючий, но мы нашли место, где лучше входить в воду. Потом уплывали за буйки и были там, пока не накупаемся. Море теплое! Мне очень хотелось переплыть залив…

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюБлагодаря статьям во Всемирной Энциклопедии Путешествий я знала, что такое чорба и каймак. Это я попробовала в качестве обязательной программы пребывания. Остальных блюд, которые упоминались в цикле статей про Черногорию, - без конкретного названия – нет. Хотя очень хотелось! Но в Черногории много чего вкусного! Даже хлеб очень вкусный. И мясо настоящее! Названий того, что заказывали, не помню. В ресторанах и кафе на набережной есть меню на русском и английском, хотя в кафе, которое находилось около нашего дома меню было только на черногорском.

Никогда не догадаешься, что там написано. Я спросила, нет ли у них меню с картинками (такое в кафе на пляже) и, стараясь объяснить, показала на картины на стене. Мне ответили, что рыбы нет. Я взглянула внимательно - на картинах было море. Хорошо, что на картинах не было нарисовано что-нибудь абстрактное. Чтобы обо мне подумали? В августе в Черногории очень жарко, плюс «любимая» серпантинная горная дорога, поэтому поехать посмотреть Подгорицу или Цетин я не решилась (но очень хотелось!). И мы были там, к сожалению, всего восемь дней. Вот если бы больше… Вечером, до наступления ночи, ходили гулять на центральную набережную, в Porto Montenegro (иногда нас туда отвозили хозяева нашей мини-гостиницы), заходили в ресторан или кафе. В отличие от наших курортных городов, в Тивате нет суеты и дешевого пафоса, а цены - реальные.

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в Черногорию

После прочтения статей о Черногории в Энциклопедии я уже считала себя маленьким экспертом по Монтенегро, и они, конечно, придали мне уверенности в планировании самостоятельной поездки. Теперь мне есть куда поехать снова. Зорица и Драган приглашали «приезжать в другую годину». Даже сказали, что через лето построят еще два этажа и будет видно море! А пока - только горы. Зато запах хвойных, растущих там, неописуемый! А каким кофе угощала хозяйка! Хозяин предлагал ракии, но мы отказались. Немножко попробовали вино. Несмотря на наличие домашнего вина и ракии черногорцев нельзя назвать пьющими людьми. Культа выпивки у них нет. Не знаю, насколько все черногорцы соответствуют своим заповедям, но я чувствую, что в прошлой жизни я определенно была черногоркой.

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в ЧерногориюКак мы съездили отдохнуть в Черногорию

Послесловие

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюЧтобы посетить это райское место, не нужна никакая виза, можно просто приобрести билет и приблизительно через три часа вокруг вас будут: зеленые горы, теплое море и удивительно гостеприимные люди. Конечно, мой переводчик разговаривал с черногорцами на английском и немного на немецком, но можно поехать, и вообще не зная языка. Если рядом есть черногорцы, говорящие по-русски (а их очень много), они с радостью помогут и переведут собеседнику. И - практически повсюду в Черногории чувствуешь себя абсолютно комфортно и безопасно.

Примечание Энциклопедии:

Спасибо автору статьи за высокую оценку цикла материалов о Черногории, размещенного на нашем ресурсе.

Примечание автора упомянутого в этой статье цикла статей о Монтенегро:

Как мы съездили отдохнуть в ЧерногориюХоть и был я в Черногории уже давно – года три назад, сильнейшее впечатление, - практически культурологический шок, - осталось и от людей, и страны. За две недели пребывания в Черногории НИ РАЗУ я не столкнулся с фактами бытового хамства; гнусностей со стороны автолюбителей к пешеходам, с которыми в сегодняшней «Рашке» мы настолько свыклись, что считаем это нормальным; фактов наплевательского отношения на людей со стороны высоких чиновников, - даже улицы тут не перекрываются в угоду чиновным "мигалочникам".

Доброжелательность и вежливость, отсутствие на улицах агрессивно настроенных мусульман и азиатов (я не видел НИ ОДНОЙ мечети, хотя проехал почти всю страну, - не был только в приграничных с Албанией районах, - там, говорят, мусульман, и агрессивных, хватает). Никто не пытался меня надуть, обмануть, приставать на улице, желая впарить что-то. В общем, съездив в Черногорию, я вернулся на машине времени в самое счастливое время своей жизни – в Советский Союз, улучшенный капиталистическими возможностями потребительской корзины.

Статья просмотрена: 3047
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 10 )
 Федорченко
Добрый, остроумный, весёлый текст, прекрасные фотографии... так живо представила себе все описываемые события, неправдоподобную доброжелательность, щедрость, доверчивость местных жителей... Надеюсь, что первый опыт Елены в ВЭП продолжится в самое ближайшее время, и читатели смогут ещё не раз насладиться прекрасным и лёгким слогом автора! Спасибо!
Перечитала статью и нашла, всё-таки, один недостаток: как же можно было не попробовать ракию - нектар Богов... эх, Елена, Елена...
 Богомолова
Прочла и подумалось, неужели есть ещё на Земле такие райские уголки, где нет суеты и озлобленности, где люди так доброжелательны и спокойны?
Спасибо, Елена, Вы, можно сказать, дали мне надежду на лучшее будущее.
Замечательный, какой-то "человечный" рассказ!
 Федорченко
Елена Рыбина не зарегистрирована в ВЭП. Прислала свой комментарий в личку:
Elena Rybina <ear42@list.ru>
Кому
Федорченко Ирина <irfed@yandex.ru>
"Прочитала! Очень понравилось и сразу захотелось в Черногорию, тем более, что не надо визы."
 Барашева
И мне понравилась камерность повествования без привычного туристического ажиотажа. Спасибо, Елена.
 Пилуй
Татьяна Пилуй 20.09.2013 в 21:37 (ссылка)
Прочитала с удовольствием. Порадовалась за автора, которая получила большое удовольствие от путешествия и захотела поделиться с нами. Не буду оригинальной - мне тоже захотелось в Черногорию.
 Röhlen
Zoja Röhlen 20.09.2013 в 22:34 (ссылка)
S udovolsctvie prochitala,spasibo! Ya bila v 1982g.( Boje,kak stranno bilo napisat - 1982 god,eto ved, pochti, uje vechnost! ) tam,t.e. v bivshey Yugoslavii,i mne ochen ponravilos.Svoim rasskazom bi ojivili moyu pamyat.
Eshe raz bolshoe Vam SPASIBO!!!
 Небыкова
Такая статья классная!
 Константинова
В прошлом году мы с мужем купили авиабилеты в Тиват (через Интернет), заказали гостиницу, но Уральские авиалинии в феврале отменили рейсы... Деньги вернули за авиабилеты, причем в полном объеме, а вот отпуска в Черногории не получилось. Грустно! Это страна моей мечты. А теперь стала страной моей заветной мечты! Спасибо за статью и фотографии!
 Валова
Елена Валова 23.09.2015 в 15:28 (ссылка)
Чудесная страна, чудесные люди! И написано здорово. Эмоционально и ярко. Спасибо!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел/факс +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.