eng Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
По тропе Моисея. Часть-1
Ближний Восток неоднократно оказывается в центре великих генераторов мировых культур, на пересечении культурно-пассионарных потоков. И этим определяется историческое значение мест, где раньше находились Иудея и Галилея, а ныне – Израиль и Палестина. Историю этих мест нельзя понять без осмысления личностей великих учителей человечества, действовавших в этих местах. В первую очередь – Моисея, как основателя иудаизма и Христа, как основателя христианства. Их божественную сущность оставим богословам. Попробуем подойти к их деяниям с естественнонаучных позиций.

По тропе МоисеяРайон ближнего Востока играл и играет особую роль в мировой истории. Именно здесь были заложены основы ведущих мировых религий – иудаизма, христианства, отчасти – мусульманства. Именно здесь сформировалось реакционное, но значимое политическое течение – масонство. При этом сама по себе эта земля не имела большого значения в мировой культуре. Здесь было не так уж много великих мыслителей, писателей, ученых. Правильно писал по этому поводу один из мудрецов прошлого – М.Ю. Лермонтов:

Вот у ног Ерусалима богом сожжена
Безглагольна, недвижима, мертвая страна.
Бедуин забыл наезды для цветных шатров
И поет, считая звезды, про дела отцов.
Все, что здесь доступно оку
Спит, покой ценя…

Чтобы понять, почему все-таки эта земля играла особую роль в истории, предлагаю схему, на которой отложены самые древние и самые значимые центры мировой культуры – Мохенджо Даро, Урарту, Вавилон, Санторин-Греция, Рим, Карфаген, Египет, Мекка.

Ближний Восток оказывается в центре этих великих генераторов мировых культур, на пересечении культурно-пассионарных потоков. И этим определяется историческое значение мест, где раньше находились Иудея и Галилея, а ныне – Израиль и Палестина. Историю этих мест нельзя понять без осмысления личностей великих учителей человечества, действовавших в этих местах. В первую очередь – Моисея, как основателя иудаизма и Христа, как основателя христианства. Их божественную сущность оставим богословам. Попробуем подойти к их деяниям с естественнонаучных позиций. Посоветуемся еще с одним мудрецом прошлого – Л.Н.Толстым:

  В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые так же, как ярлыки менее всего имеют связь с самим событием. Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.  

«Война и мир», т. III.

Роль «великих людей» не следует преувеличивать. Но без них нельзя понять историю хотя бы потому, что их образы стимулируют проявление в последователях учений определенных чувств и действий. Образ Христа изучен реалистической наукой (Б.В. Сапунов, «Земная жизнь Иисуса», С-Пб, «Копи-парк», 2007). Образ Моисея (по Талмуду – Моше, в русском просторечье – Мойша) воспринимается не столь однозначно. Так, гениальный Микеланджело, который не очень положительно относился к евреям, получив от Ватикана заказ на изображение Моисея как воплощение мудрости, изваял великого старца в образе нечистой силы с рогами.

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.«Моисей» представляет собой фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика.
Микеланжело изваял пророка с рожками вследствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, כי קרן עור פניו. Однако, слово «карнайим» (קרניים) имеет на иврите несколько значений. И с иврита его можно перевести, в том числе, и как «рога», и как «лучи».
Следовательно, фразу כי קרן עור פניו можно перевести как «потому что излучало свет лицо его». А не «потому что рогато было лицо его».
(Прим. по материалам Википедии)

В современной России церковь отделена от государства (как и в большинстве стран мира). Поэтому не будем глубоко вдаваться в личности основателей религий. Для нас эти образы – катализаторы того светлого, что должно быть в душе как верующего, так и атеиста. А деяния исторических персон можно рассматривать как стержни понимания значимых и вполне земных исторических событий. Итак, давайте пройдем по Ближнему Востоку по тропе Моисея, вооружившись познаниями естественных наук.

И пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев его, идущего по морю, встревожились. (Евангелие от Матфея, 14, 26).

Недавно мне довелось очередной раз побывать на Ближнем Востоке. Прибыв сначала в Израиль, я оформил иорданскую визу и проехал по иорданским горам, осмотрев города Петра, Акаба и некоторые другие достопримечательные места этой древней, и до обидного мало известной в России страны. Хотя этот район земного шара традиционно страдает от жаркого климата, на сей раз, зима выдалась крайне холодной по местным меркам. Температура подчас был на том же уровне, что и в нашем северном Петербурге, который в свою очередь дивился на редкость теплой зиме. В какой-то степени, эти аномалии подтверждали прогнозы ведущих климатологов, предрекавших два основных процесса 21-го века. Это – медленное снижение температуры в масштабах Земного шара, и быстрый рост нестабильности погоды (см. мою книгу «Грядет глобальное похолодание», С-Пб, Астрель, 2011). В высокогорных районах Иордании и Израиля температура по ночам опускалась ниже нуля. Некоторые водоемы покрылись коркой льда.

Снимки NASA. Видна корочка льда на Галилейском озереИорданские климатологи показали мне спутниковые снимки, сделанные космическими аппаратами NASA, на которых видна корочка льда на Галилейском озере. Разумеется, за несколько часов ей предстояло растаять. Но все же явление замерзания воды здесь изредка место имеет. Соответственно, известная всем легенда о том, как Христос ходил по воде «ако по суху» (Мф., 14:22-23, Марк, 6:45) приобрела новое незатейливое звучание. В 30-е годы Новой эры могло иметь место локальное похолодание и в какой-то момент воды Галилейского моря (или какие-то заливчики) замерзли. Иудеи, не привыкшие к таким холодам, кутались в галибеи и не очень-то понимали, что происходит. Христос, как человек образованный, получивший глубокие знания в школе египетских жрецов (см. Б.В. Сапунов, «Земная жизнь Иисуса», С-Пб, Копи-парк, 2007), сразу понял, в чем дело, и даже ступил на лед. Так возникла одна из новозаветных легенд.

Легенда не обязана полностью соответствовать истине, но совсем на пустом месте сюжет не возникает. Понять истоки того или иного мифологического или религиозного сюжета – значит продвинуться на пути понимания мировой истории. Поэтому я много лет приезжал на Ближний Восток, путешествовал по библейским местам и, в конечном итоге, повторил почти весь путь той легендарной персоны, которую евреи зовут раввин Мойша (в другой транскрипции – Моше), а русские – пророк Моисей. Добавим, что эту персону, несмотря на многочисленные расхождения между разными религиями, высоко чтят иудеи, христиане и мусульмане. Трактовка образа несколько различается. Для иудеев это самый почитаемый пророк. Для христиан и мусульман – лишь один из пророков.

Современная реалистическая философия, вбирающая в себя лучшие достижения материализма и идеализма, призывает трактовать такой, казалось бы, идеалистический источник, как Библия, с чисто научных позиций. Поэтому позволю себе, как атеисту, хотя и отнюдь не воинствующему, встать на этот путь. В трактовке библейских сюжетов будем исходить из двух положений.

  1. Поскольку на пустом месте сюжет не возникает, доверять сочинителям древних текстов в известной мере можно. Хотя бы потому, что фантазия у людей ограничена. Сказитель может что-то преувеличить, что-то приуменьшить, собрать реальные элементы в нереальных сочетаниях. Но придумать того, чего вообще нет в природе, человек не в состоянии. Поэтому, поняв логику образования мифа, можно вычленить истину, помятуя следующий пункт.
  2. Чудес на свете не бывает? Правильнее сказать, что чудо находится в противоречии не с реальностью, а с тем, что мы знаем о реальности.

Итак, двинемся по библейским местам, вооружившись великими книгами человечества и знаниями современной науки. Цитировать сюжеты будем по Библии (Изд. Российского библейского общества, М., 1999) и Талмуду (Пять книг Торы, Мосад Арав Кук, Йырушалаим, 1978).

Начнем с сюжета о гибели Содома и Гоморры (Библия, Бытие, 19 - 24, 26).

И пролил господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и все произрастания Земли. Жена же Лота оглянулась позади его и стала соляным столбом.

Столп ЖЕНА ЛОТА близ Мертвого моряНекоторые богословы считают, что в дальнейшем на месте гибели городов возникло огромное соленое озеро – Мертвое море. Фантасты рассуждали о возможности существования ядерного оружия в библейские времена. Эту тему развивать не будем за недостатком материала. Ученые-материалисты пытались объяснить этот библейский сюжет извержением вулкана, во время которого, действительно из недр выбрасывается среди прочих элементов и сера. Однако, отметим, что геологи не нашли в этих местах следов вулканических извержений.

Интересную гипотезу относительно механизмов падения крупных метеоритов недавно предложил русский геофизик А.П. Невский. Согласно ей, когда в земную атмосферу вторгается крупный метеорит, то образуется мощнейший потенциал между ним и поверхностью Земли. В конце концов, происходит пробой и взрыв. Выделившая энергия взрывает метеорит снизу, осколки получают мощный импульс, направленный вверх. Некоторые из них могут даже приобрести космические скорости и вернуться в космос. Чем больше диаметр и масса метеорита, тем на большей высоте происходит взрыв. При этом формируется гигантский огненный столб, расширяющийся книзу и состоящий из многих плазменных разрядов. Воздействуют они на Землю как множество мощных авиационных бомб. Именно такие события, по мнению Невского, могли погубить города Содом и Гоморру. Добавим к этому еще одно соображение. Известный сюжет о Вавилонской башне (Бытие, 11: 1-9) тоже заканчивается разрушением недостроенной башни. На месте этих предполагаемых событий, действительно, археологами найден фундамент мегалитического сооружения, подвергнутый действию высокой температуры.

Обратимся к следующему библейскому сюжету – Всемирный потоп (Бытие, 7):

И усилилась вода на Земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы…

По-видимому, первым ученым, который пытался осмыслить этот сюжет с материалистических позиций, был французский палеонтолог 18 века Жорж Кювье. Итогом его размышлений стала теория катастроф в истории Земли, которая не потеряла своей актуальности (по крайней мере, в некоторых аспектах) до наших дней. Ученые нашего времени в трактовке этого библейского сюжет едины, по крайней мере, по следующим соображениям. Глобального потопа, затопившего всю сушу, безусловно, быть не могло. Но потопы локальные были и будут. В библейские времена, когда была известна лишь малая часть Земли, локальный потоп вполне мог восприниматься как всемирный. Причины возможны разные. Усиление осадков, таяние горных ледников при солнечном максимуме, цунами, падение в океан крупного метеорита и т.д. В Иордании я ознакомился с еще одной, последней версией библейского сюжета. В середине страны, в горах есть большой цирк, серьезно обследованный лишь недавно. Обследование показало, что в прошлом цирк представлял цельную каменную чашу, заполненную водой, т.е. был большим горным озером. В результате сейсмических колебаний, произошедших примерно 3–3.5 тыс. лет назад, стена каменной чаши треснула, и водный поток хлынул вниз, сметая все на своем пути. Иорданские геологи оценили размеры цирка, изучили профиль местности, провели тщательные расчеты, которые показали следующее. В результате катастрофы воды двинулась в сторону Междуречья. Тигр и Ефрат вышли из берегов. Обширная территория на месте современного Ирака на несколько недель оказалась под водой.

Мог ли какой-нибудь праведник предвидеть такую катастрофу? Возможно, мог. Проскопия – возможность предчувствовать катаклизмы, связанные с выделением большого количества энергии, у животных и отдельных людей в известной мере существует. Но в отношении этого феномена теории и даже серьезной гипотезы нет. Посему закончим рассмотрение этого сюжета и перейдем к следующему, связанному с увлекательными приключениями раввина (по древнееврейски – учителя) Мойши или в русской транскрипции пророка Моисея.

Ноосферными маршрутами по сакральным местам. Обращение к читателям

Валентин СапуновВ публикуемых planetguide.ru статьях о моих путешествиях в период с конца ХХ в. по настоящее время, я выбрал то, что представилось наиболее значимым и, может, покажется интересным читателям. За последние десятилетия я побывал во многих районах Земли. В том числе, в почти не затронутых деятельностью человека, где сохранились участки первозданной природы. Там еще обитают экзотические существа, вплоть до леших, русалок и снежных людей. Об этих поездках я поведал в серии книг («Раздумья о снежном человеке», «Между человеком и зверем» и др.).

Здесь же я хочу рассказать о посещении цивилизованных мест со значительной антропогенной нагрузкой. Мой взгляд на географию исходит из таких соображений. Человек имеет двойственную природу. С одной стороны он относится к миру биологическому, с другой – к социальному. Все биологическое на планете объединено в биосферу или сферу жизни. Все социальное – в ноосферу или сферу разума. Отношения между этими сферами достаточно сложны, подчас враждебны. Создав культуру, построив города, перепахав поля, человек расширил ноосферу, нанес удар по биосфере. Но противоречия между двумя сферами не антагонистичны. Они взаимно проникают, дополняют друг друга. Биосфера, придавлена ноосферой, возвращает свои позиции. Поля и города заполняются животными и растениями, приспособленными к урбанизированным территориям, независимо от того, нравится это человеку или нет. Дикая природа и природа искусственная – две стороны облика нашей планеты, дополняющие друг друга. В данной подборке материалов я делаю упор на цивилизованную сторону, на ноосферу. В ходе поездок я пытался понять глубинные механизмы развития ноосферы. При этом особый интерес для меня представил подход с точки зрения экологии культуры. Под таковой я понимаю взаимоотношения культурной составляющей с окружающей средой. Т.е., как окружающая среда формирует ту или иную культуру и как культурная традиция преобразует окружающую среды. В очерках много внимания будет уделено истории религии, однако, не с теологических, а с естественнонаучных позиций. Религия – важнейшая часть культуры, ни один народ не миновал формирования религиозного взгляда на окружающую реальность. Причины этого надо понять, и к любым религиям должно быть уважительное отношение (не исключающее возможность критического осмысления религиозных сюжетов и подключения аппарата современных наук). Помня при этом, что вообще-то говоря, религия и наука мало совместны. Я не ставлю последних точек и не высказываю безапелляционных мнений. Просто я пытаюсь рассуждать о корнях цивилизации и судьбах человечества вместе с читателями.

Валентин Сапунов

Статья просмотрена: 1278
Рейтинг статьи: 0
Bookmark and Share
Valentin Sapunov
Valentin Sapunov, 23.07.2016 в 18:05
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо