Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ

Автмобильная экспедиция по Исландии-2013. Центр Пустоты
Аннотация серии статей

Мы планируем подробно изучить страну живых вулканов, исследовав весь возможный потенциал для организации будущих интереснейших экспедиций в рамках Экспедиционного Центра.

Джипинг по Исландии-2013. Центр ПустотыЛето закончилось! Вместе с ним закончилась обыденность и условность. И все остальное, словно волнами океаническими унесло в синь далекую. Закончилось лето в прямом смысле слова. Как только мы сошли с парома на землю Исландии, осознали, - всё, - на календаре осень. И у нас по расписанию - исландская суровая осень и экспедиционная жизнь, без фальши и выдумок. Жизнь, в которой всё ясно и понятно. А главное - всегда вместе! Распаковав наши экспедиционные баулы, мы приоделись в пуховички и теплые вещицы и двинули в центр острова вулканов и ледников.

Правда, как водится, любое начало требует некой организации, вот и тут, для начала, нужно было определиться с некоторыми мелочами. Докупить немного еды, заправиться, приобрести местные сим-карты и поменять деньги. Так как портовый городок не представлял для этого никакого интереса, мы поехали до ближайшего центра цивилизации под названием Egilsstagir, - он немного крупнее порта и там есть приличные супермаркеты. Вся суета уложилась максимум в полтора часа. После чего мы полностью осознали, что уже находимся, как говорят англичане, in the middle of nowhere, если не переводить дословно, то практически мы оказались в «Нигде».

Прибыли Джипинг по Исландии-2013. Центр Пустоты

Конечно, эмоции нас захлестывали, и мы единогласно решили отправиться для начала в «Центр Пустоты». Вот, казалось бы, - такое название и что мы можем там посмотреть? Пустота, она ведь и в Африке Пустота. А вот и нет. «Центр Пустоты» - наверное, одно из самых интересных мест на острове. Во-первых, это самая высокая гора Исландии, - только не надо смеяться, - аж целых 1682 метра. Тут же практически находится северная кромка самого большого ледника Исландии, - Vatnajokull, он занимает примерно 10% площади острова. И тут же, пожалуй, одно из уникальнейших мест страны льда и пламени - Askia – кальдера, имеющая размер в диаметре 6 км и два красивейших озера, одно из которых находится в кратере и имеет кислотно-молочный цвет ну, и такой же запах. И осадочное озеро, раскинувшееся на всю ширину кальдеры с безумно красивым отражением неба. Ну, давайте обо всём по порядку.

Джипинг по Исландии-2013. Центр ПустотыТретьего сентября, основательно закупившись продуктами в магазине, мы, еще не остывшие от жаркого лета, отправились к главному холодильнику острова – леднику Vatnajokull. Путь оказался не длинным, но ужасно интересным. Картинка за окном менялась, как в калейдоскопе. То - удивительной окраски тундра, то - долинные озера, то - просто застывшие лавовые поля, с причудливыми формами застывших истуканов. Вулканчики правильной конической формы, но такие игрушечные, словно их создали дети в процессе игр в песочнице.

И всё это подсвечено предзакатным северным солнцем, которое висит на горизонте часами. Трасса оказалась оживленной, нам то и дело попадались встречные машинки и попутно с ними двигался мотоциклист, которого нам пару раз пришлось спасать. Его увешанный барахлом, как новогодняя елка игрушками, мотик, то и дело норовил то утонуть в броде, то зарыться в песке. Подъезжая к Центру Пустоты, было видно, как парень измотался, но, к сожалению, на очередной развилке нам оказалось не по пути. Мы мысленно пожелали парню удачи и стойкости и отправились дальше. Нижняя челюсть встала на место, только когда мы стали подъезжать к кемпингу, но практически сразу же приняла привычное для нее состояние, когда мы, привыкшие к русскому быту люди, стали заселяться в кемпинг. Тут он обслуживаемый.

Кемпинг под ледником Хозяйка, приветливо встретившая нас, извинилась, что они уже готовятся к зиме и поэтому вода - в бочках, а не бежит из-под крана; но во всём остальном мы не будем нуждаться. В домике оказалось несколько комнат с нарами, и хорошими, чистыми матрацами. Чистая просторная кухня, где для кулинарных нужд есть абсолютно все. Такого набора посуды, я думаю, у нас нет даже в лучших домах. Светлая, уютная столовая с прекрасным видом из окна на ледник. Душ и туалет. И все удовольствие - от €30 за место в домике, до €10 с человека за пользование всеми этими благами.

Конечно же, мы тут развернулись, наготовив вкусного экспедиционного борща, с не менее экспедиционной жаренной картошкой. И, обсудив планы на завтра, решили, что для одного дня эмоций достаточно.

Джипинг по Исландии-2013. Центр ПустотыУтро преподнесло нам сюрприз в виде ясного неба и прекрасного вида. Не мешкая, отправились к леднику, оправдав название экспедиции хотя бы частично. Прикоснулись ко льду. На леднике уже ходили туристы, осваивая снаряжение - кошки и ледорубы. Ну а мы, прогулявшись, решили двигаться дальше. На пути у нас лежала Кальдера Аськья. Описать дорогу в двух словах не представляется возможным, хотя, казалось бы, что тут привлекательного? Застывшая лава, черный песок, абсолютно безжизненный пейзаж. Но, если бы это было действительно так, то нас тут бы точно не было. Этот "самый безжизненный серый пейзаж" реагирует на каждый лучик света: стоит солнышку спрятаться, как он - мрачный и унылый. А стоит солнцу выглянуть из-за тучи, как всё кругом, - те же серые оттенки, - реагируют и оживают, контрастируя с синевой неба. Идеальная грунтовая дорога, вьющаяся в застывшем лавовом потоке, в ежесекундной смене красок, привела нас к кальдере.

Мы специально не изучали гайд-буки, чтобы не портить впечатления от увиденного, и нам это воздалось многократно, - в эмоциональном плане. У подножья кальдеры приютился кемпинг с информационным офисом, где приветливый, улыбчивый парень с удовольствием рассказал нам, куда и сколько идти. Оказалось, что от кемпинга мы смело можем проехать 8 км на машине и далее - 40 минут пешком до озер и кратера. Пройтись пешком после трехдневной качки на пароме было только в удовольствие. Силы потихоньку к нам возвращались.

Ледник Вид был потрясающий. Вскоре, учуяв запах серо-водорода, мы поняли, что место, которое было так далеко, когда мы изучали его сидя у компьютера в Москве, теперь уже совсем рядом, и теперь можно не только его созерцать на экране, но и ощутить его запах. Вскоре показалось и само озеро. Цвет его передать словами практически невозможно. Оно то ли кислотное, то ли ультрамариновое. Пожалуй, самое приближенное определение цвету озера дал Николай, назвав его кисло-молочным. Это когда молоко прокисает и становится немного зеленоватого цвета. Да и запах у него примерно такой же. Озерцо находится в небольшом кратере. Спуститься к нему практически нереально. Но за ним сразу начинается огромное, большое озеро, в котором утонуло свинцовое небо и скалистые берега. Кое-где местность дымится. На горизонте виднеется удивительной формы гора. Мы не сразу поняли, что это – та самая наивысшая точка Исландии.

Нам сразу захотелось подобраться к ней поближе. Но, до того как сменить место дислокации, мы решили осмотреть район озера более тщательно. Сразу за кемпингом, в каньоне, бушует водопад. Тропа к нему промаркирована. Тут же рядом, километрах в пяти, в 60-е годы американцы испытывали свой луноход, перед тем как его высадить на Луну (напомним, - первыми луноход сконструировали и «прилунили» советские учёные, - ). Насколько американские испытания лунохода в Исландии - точный факт, мы проверять не стали, поверив парню из кемпинга на слово.

Аскья Джипинг по Исландии-2013. Центр Пустоты

После осмотра всех местных достопримечательностей и доверившись интуиции руководителя экспедиции, - Андрея, мы отправились к месту ночевки с названием, которое практически не возможно выговорить: Herdubreid. Именно так называется гора, которая притягивала наш взор, и ближайший к ней кемпинг, в котором было решено заночевать. Наши рты, которые от неземной красоты и удивления были открыты уже второй день, открылись еще больше, когда мы увидели настоящий оазис. Из-под лавовой морены вытекает ручей. По всей видимости, он теплее, чем все другие ручьи местности, так как весь берег покрыт растительностью: Мхи, кусты и цветы создают просто фантастическую картину даже в отсутствии солнечного света, - контраст потрясает. Ну а про кемпинг и говорить нечего. Тут несколько домиков и записки на стенах и дверях с инструкциями. На главном домике записка с информацией, что администрация уже начала готовиться к зиме и поэтому никого тут в данный момент нет. А рядом объявление следующего содержания:

Если вы решили воспользоваться нашим кемпиногом, добро пожаловать. Вы можете переночевать в хижине или в своей палатке. Воспользоваться туалетом и кухней. Разжечь печку (тут же прилагается инструкция, как разжечь печку). Но не забудьте оплатить предоставленный вам уют. Деньги оставьте согласно прейскуранту в специальном для этого ящике! Получайте удовольствие!

Вот на таком вот доверии тут всё и построено. Кроме нас в кемпинге была еще пара машин. Ребята ночевали в палатках и использовали только кухню, впрочем, как и мы.

Джипинг по Исландии-2013. Центр ПустотыУтро было волшебным. Конечно, зная, что нас ждут мгновения удивительной красоты, мы поднялись, как только первые лучи солнца осветили гору Хердубрейд. Солнце не поскупилось на краски, и окрасило гору и ее подножье во все оттенки красно-желто-оранжевого. Даже не верилось, что тут, в «Центре Пустоты», такое возможно. Сама гора имеет необычную форму и больше похожа на усеченный столб или пень. Ее основание красиво сбрасывает скальные стены в долину серости и хаоса, завораживая своим видом путников. Сбоку, на усеченной вершине, видна еще одна "вершинка".

Она совсем крошечная, и больше напоминает какой-то рудимент. Наверное, это и есть жерло вулкана, которое природа забыла сточить с годами. Утром вершина казалась совершенно волшебной. Создавалось впечатление, что это не солнце ее освещает, а гора освещает все вокруг и дает жизнь всему, что её окружает. В оазисе у подножья, в ручьях, плавают неспешные грациозные белые лебеди, контрастируя с окружающим миром. Хочется остаться в этом месте навсегда. Но, увы... Волшебный момент проходит, солнце устремляется в зенит, оазис приобретает естественные и более привычные для этих мест краски, но при этом всё равно оставаясь ярко-зеленым пятном среди серого океана застывшей лавы.

Джипинг по Исландии-2013. Центр ПустотыДжипинг по Исландии-2013. Центр Пустоты

Мы покидаем волшебную стану предгорья Хердубрейд. Остается лишь вопрос: почему это место назвали «Центром пустоты»? Интернет и фантазию - вам в помощь, а мы отправляемся дальше, исследовать удивительно сказочную страну – Исландию.

Джипинг по Исландии-2013. Центр ПустотыДжипинг по Исландии-2013. Центр ПустотыДжипинг по Исландии-2013. Центр ПустотыДжипинг по Исландии-2013. Центр Пустоты

Продолжение следует

Дополнительная информация к циклу статей

Экспедиционный Центр

Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 9 )
 Федорченко
Мне кажется, что такая глубокая, интересная статья не может не понравиться. Тут есть всё: прекрасные описания природы, неназойливые советы о подготовке к путешествию и указания цен, правила поведения в отдельных случаях, и, главное, она (статья) учит сотрудничеству в пусть маленьком, но коллективе. Замечательные фотографии. Пожалела только о том, что у нас во время путешествия не было флага ВЭП. Мы водрузили бы его на Пилатусе или Монте Дженерозе...
P.S. На фотографии № 16 скалу в центре озера я назвала бы "пуп земли"...
 полюс
Каким фотоаппаратом делалась съемка?
 Семикова
Фотографии льда всегда красивы и выигрышны. Пока есть возможность - снимайте. Класс!
 Дудашвили
Фотки делаем фотоопаратом Canon 60d
 Небыкова
Еще не прочитала, но уже впечатлилась фотографией №1, №3 и конечно №6, вот это сила!
Фото №11, отличная заставка для рабочего стола, жаль при скачивании качество теряется! Такой кадр поймали, молодцы!
Фото 10, просто фантастика, даже кажется, что такой идиллии не бывает!
 Небыкова
Увлекающимся йогой, наверно, не прийти к такому успокоению и равновесию, как на фото №12!
 Дудашвили
Пишите в почту фото вышлю
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел/факс +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.